Сочельник (6 января) – это канун Рождества, который в Украине издавна называют Святой вечер.
Именно в Сочельник устраивают торжественное застолье, ритуал которого неизменен
на протяжении долгих веков.
Накануне Рождества церковь предписывала строгий пост – целый день верующим
нельзя было есть и пить. Ужин на Сочельник был для них первой трапезой в этот
день – им и заканчивался 40-дневный предрождественский пост. За стол можно было
садиться с появлением на небе первой звезды. Потому что именно в это время, как
говорится в Библии, и родился Иисус Христос. Лишь после появления зари, несущей
благую весть, приступали к праздничной трапезе. И хотя состояла она из постных
блюд, называлась богатой вечерей, потому что на столе было много блюд.
В старину
наши предки готовились к Рождеству начиная с лета. В первый день жатвы хозяин
приносил с поля первый срезанный сноп жита (ржи) или пшеницы, любовно
украшенный васильками и полевыми цветами. Его называли Дидух, Пан-Дид,
Рай-Дидух или Коляда. Древние славяне верили, что в еще теплых от летнего
солнца колосьях, связанных тугим снопом, затаились добрые духи земли и урожая,
а рядом с ними собрались в один магический пучок души умерших предков, которые
призваны охранять урожай от всяческих невзгод. Именно поэтому одно из названий
магического снопа - Рай (место, где живут потусторонние души). Дидух не
обмолачивали, а со всяческим уважением заворачивали в рушник и отправляли
храниться в амбар.
Дидуха хозяин заносил с поклонением в хату
перед восходом первой звезды в Святвечер ( 6 января ), перед тем, как вся семья
собиралась за праздничным столом. Сноп устанавливали на самом почетном месте в
доме - под иконами в Красном углу, его украшали калиной, сухим бессмертником,
подчас - конфетами и игрушками. Считалось, что с ним в Сочельник в дом приходят не только
души предков, отошедших в мир иной, но и души, которые продолжат род. С
астральной родней порог переступают добро, радость и благополучие....
Праздничный стол посыпают сухим ароматным
сеном - в память о яслях, куда Богородица уложила новорожденного Спасителя.
Затем по углам стола хозяйка выкладывает зубочки чеснока (чтоб к пище не
приближались злые духи) и лишь потом накрывает белоснежную скатерть. В центре
стола на рушники кладется круглый хлеб или калач (его до сих пор во многих
местах называют по-древнеславянски Колядой), куда ставится свеча. Рядом - соль,
кутья и узвар. Свеча зажигается во время трапезы и не гаснет всю Рождественскую
ночь. Чем тише и ласковее ее огонь, тем счастливее будет жизнь в этом доме.
В канун
Рождества на вашем столе должны разместиться 12 постных блюд, именно столько было апостолов у
Иисуса Христа. Кроме того, каждое блюдо символизирует месяц года и 12 блюд
гарантируют 12 щедрых, хлебосольных месяцев.
Главное
блюдо свят-вечера – это Кутья. С кути начинали богатую вечерю и Рождественское
застолье следующего дня. После Святвечера кутю оставляли на ночь на столе —
дабы души умерших предков тоже
попробовали угощение.В основе кутьи – пшеница, мак и мед. Вместо пшеницы в
некоторых регионах берут рис или ячмень. Все остальные ингредиенты –
сухофрукты, орехи, варенье и т.п. – хозяйки добавляют по своему усмотрению.
Считается,
что кутья – хозяйка рождественского ужина, а узвар – хозяин. Узвар - это по простому компот из сухих
фруктов и ягод. Название происходит от слова «заваривать», так как фрукты
только доводятся до кипения: через пару минут после закипания воды с
сухофруктами – узвар снимают с плиты и настаивают напиток до полного
охлаждения, но не менее четырех часов ( в идеале оставить на ночь), а
затем процеживают и подслащивают сахаром или медом.
Олена, спасибо за участие от Декоративного Города!
ОтветитьУдалитьКакая яркая открытка! Замечательный смысловой посыл!Спасибо, что вдохновляетесь вместе с блогом Декоративный город!
ОтветитьУдалитьОтличная работа) Спасибо, что вдохновились заданием блога "Декоративный город")
ОтветитьУдалить